Из книги "Свой крест", Москва, "КРУК", 2000г

Александр Дробязко

Справедливость

1

Это было давно. Очень, очень давно. Так давно, что узнать было ли это на самом деле невозможно. Хотя, теперь утверждают, что это, действительно, было. Но находится многие, кто утверждает, что этого не было. И тем не менее. Притча остается притчей, даже, если этого не было, потому что притча настолько стара, что и еще не родилась в людях, хотя и живет всегда.
В этой притче речь пойдет о мудром царе, который решил поладить споры между людьми. Хотя известно, что пока будут люди, то будут и споры, И сколько людей столько и спорщиков, даже, если человек молчит и ничего тебе не отвечает. И споры всегда стары, как мир, мир людей. И в крае, где правил царь, жили люди. Люди, растившие лошадей. Вот и оказалось, что и у них все, как у людей. У всех людей табуны были разные. Богат был край, но табуны были разные. У кого три коня, а у кого триста. Кто хитростью, а кто злом сподобился, а кто и трудом своим, хотя таких мало нашлось. Все, как у людей.
Подумал, подумал царь, да и решил, что так несправедливо будет.
- Вот видите, до чего дошло, - говорит он придворным. - У некоторых табуны больше моего. А я, все- таки, царь...
И тут один советник сказал, что неплохо бы взять да и отобрать в налог. А второй посоветовал, просто приказать отдать для армии. Ну, а третий, кривой на один глаз, а на душу еще кривее, присоветовал:
- А ты не спеши. Издай приказ о всеобщей Справедливости. И прикажи так, что б одному человеку можно было иметь только одного коня. Иное дело налог, а справедливость...
Не стал спорить царь.

2

И вершилась Справедливость. А справедливость эта разная бывает такая разная, что справедливей себя никто никакой справедливости и не ищет.
И о том, косоглазый знал. Он, как собрал всех лошадей во двор к царю, так все и выезжал на одной лошади. Выедет, а вернется пешком. Так два десятка лошадок в своем сарае и завел.
Не отстали в этом и другие советники.
Но так как самый большой табун был, все-таки, у самого царя, то кривоглазый не перечил тому, когда тот гордо возвещал:
- Я совершил Справедливость. Теперь то все равны.
- Воистину так. О, величайший, - повторял кривоглазый советник. - Настоящая справедливость. А если, кто и не согласен, то мы только твой табун его конем и пополним. Зачем, конь покойнику?
Поддакивали и другие советники.
Так шли годы. И шли бы они спокойно, но многие люди стали замечать и доносить царю, что у многих не одна лошадь, а очень и очень много. Несправедливо.
Как поладить?
Подсказали советники.
И царь стал тут же восстанавливать Справедливость, отдавая коней казненных себе в табун или, особенно любимым, советчикам. Так, как подумал, подумал царь и решил, что так справедливее, да и безопаснее будет.
Со временем у всех, кроме придворных, осталось по одному коню на человека.
Но кони, как и люди, бывают разные. Одни резвые и здоровые, другие хромые да больные.
Несправедливо.
А еще, многим не понравилось, что табун у царя и придворных самый большой. Другим стало жаль своих коней, отданных царю. А третьим, у кого и ни одного коня не осталось, стало есть нечего.
Где же справедливость?! Где?!
И... Нашелся человек, который и отыскал ее и указал, как добыть справедливость. Нашелся...

3

О свойстве вовремя находится в человеке спорить нечего. Иным наивным кажется, что человек всегда отыщется, а получается, что человек сам находит тех, кто его находит. И так несравнимо чаще.
К тому же в смутные времена...
Если по справедливости считать для всех сразу, то где вы видели времена не смутные. Ну, хотя бы для немногих людей. Для одних времена сияющие, для большинства - времена, как времена, но все равно отыщутся те, для кого времена смутные. И слово то такое, что сразу и не поймешь, то ли смута повсеместно, то ли самогон, - крепок да задирист, а все же с мутью. Но, как и в остальные времена людей всегда находится меньше, чем человечков. И главное, что отважных к призыву всегда более, чем умных и, гораздо меньше, чем разумных.
Но человек, который должен был найтись, нашелся. И нашел собой царство несправедливым. И сказал:
- Я восстановлю справедливость!
И ответили люди:
- Мы с тобой!
Сами убили царя, а на престол посадили того самого нашедшегося, который и стал восстанавливать справедливость. А проще, завопил:
- Делите, кто как может!
Пролилась кровь. Прошли годы. И встало все так, как и прежде, до совета кривоглазого советника.
А как прежде было? Стали одни говорить, что - так, другие - сяк. А третьи - и так, и сяк. Потому, что как прежде было, уже никто и не помнил. А стало... У одних табуны, у других - лошаденка, а у большинства... ничего, потому как прежний царь с кривоглазым и советниками поиздержались и продали многих коней.
Хорошо жить не запретишь. Хорошо жить за счет других, тем более. А за свой труд нигде хорошо не проживешь. Потому, как мерить станут те, кто справедливости хочет. А у каждого справедливость своя, поэтому и мера своя.
А так как Нашедшийся имел суть человеческую, а не божью и вокруг него были люди, то и все стало по-человечески. И взвыли многие. Взвыли... И вспомнили старого царя.
- Тогда, хоть одна лошаденка была, но была, а теперь и есть нечего.
Но поздно.
Так и стало, как хотели.
По справедливости.
И пошел мор среди людей...
Да и слова: Все пройдет и наступит!

4

Хорошие слова.
Рассвет тоже всегда наступает на ночь, как и ночь на рассвет. Всегда что-то проходит, а что-то приходит. Бывает, даже, и повторяется. Повторяется, повторяется... Рассвет для тех, кто ночью не помрет. Приходит к тому, к кому еще может кто-то придти, кроме родни на бугорок. Бывает у тех, у кого еще что-то, быть может. А повторяется... Говорят, что и жизнь повторяется. А что еще говорить, если справедливости хочется.
Ну, ладно. Это, все - таки, притча. А раз так... То о чем говорится, то давно это было. Так вот...
Пошел мор средь людей.
И возроптали люди.

5

Вот подумал я написать, как все это разрешилось. Написать, как все, слава Богу, или слава Дьяволу, разрешилось счастливо. Но вот и оказалось, что и счастье у всех настолько разное, что не описать никогда всех счастий и счастливцев. И решил тогда я написать...
Опять нашелся?
Опять Свобода, Равенство, Братство или Справедливость и Счастье?!
Да, нет.
Тогда. А это было очень давно. Тогда не так случилось. Ведь бывает, не только находится, но и случается.
Отыскался один человек не только разумный, но и дурак отважный. И сказал:
- А давайте, как-то по другому. По человечески. Не по справедливости, а по...
Не договорил он. Пошли на него и убили. Пошли на него и бедные, и богатые, а пришибли потому, что не только справедливость у всех разная, но если еще делить не по справедливости...
Убили.
И настал светлый день.
За ним еще один.
А за ним другой светлый день.
А за теми днями еще.
Так и год прошел. Так и два...
Ну, вот и все.
Потому что, прибавляя светлые дни, мы и до сегодняшнего дня доживем. Как дожили, так и жить будем. По справедливости.

23 июня 1999

Rambler's Top100

Сайт управляется системой uCoz